Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /www/_inc/_menu_middle.php on line 65

Пункты мучения в зоне АТО: как углубляют «донбасский разлом»

0

Пункты мучения в зоне АТО: как углубляют «донбасский разлом»

С января 2015 года на въездах и выездах у т.н. «линии разграничения» (или линии соприкосновения) в зоне АТО на Донбассе действует пропускной режим. Построенные контрольные пункты въезда-выезда (КПВВ) стали неофициальной границей, отделившей неподконтрольную территорию Донетчины и Луганщины от подконтрольной

Неофициальная граница становится привычной

После ряда вариаций, переносов и переделок мы имеем на данный момент четыре КПВВ на Донетчине («Марьинка», «Майорск», «Новотроицкое» и «Гнутово») и единственный действующий КПВВ на Луганщине – «Станица Луганская». Последний, впрочем, называть КПВВ не совсем корректно, потому как въезда-выезда там нет. Предполагается лишь пешеходное перемещение через довольно хлипкий мост.

Основным документом, позволяющим «переместится», является электронный пропуск. Оформить его можно на соответствующей странице сайта СБУ.

Оперативную информацию касательно обновления «Временного порядка контроля за перемещением лиц через линию соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей», а также – об изменениях в работе блокпостов (и ежедневные сводки о обстановке на КПВВ) можно найти на сайтах СБУ, ГПСУ, а также в соцсетях (ОО Донбасс SOS).

Те, кому впервые доводилось сталкиваться с оформлением пропуска, делали порой немало ошибок. И возможность перемещения для них блокировалась. Пропуск приходится периодически продлевать, а сбои системы иногда добавляют головной боли. В прошлом году появилась было информация, что пропуска для пересечения линии соприкосновения сделают бессрочными. Но не сделали.

На запрос общественников о сроках внедрения этой нормы в жизнь представители Антитеррористического центра (АТЦ) ответили: «На данный момент технические работы касательно внесения изменений в алгоритм реестра разрешений для перемещения лиц в районе проведения АТО продолжаются».

Пройти КПВВ на линии разграничения - настоящее испытание

Согласно данным Министерства по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц, в 2017 году донбасские КПВВ у линии разграничения пересекли более 11,3 миллиона человек. Наибольшая нагрузка пришлась на август: около 1 млн 188 тыс. пересечений. В среднем на КПВВ оформляется от 30 до 40 тыс. человек.

 

Основные причины пересечения линии разграничения: посещение родственников, решение проблем с документами, покупка товаров, проверка собственности, работа… Понятное дело, есть и т.н. «пенсионный туризм». Но едут-то люди за своими кровными, которые теперь приходится буквально «выцарапывать» у государства.

Автобусам проезд через КПВВ запрещен. Даже микроавтобусы пропускают не все. Так что определенный участок пути необходимо пройти пешком. Иногда и под обстрелами.

Пограничники и фискальные работники под настроение (или очередное ЦУ об «ужесточении проверок», спущенное сверху) начинают тотальные проверки сумок. Как на настоящей таможне на границе.

Нормы провоза багажа в последнее время изменились (до 75 кг на человека и до 150 кг, если товары приобретены в гуманитарно-логистических центрах, расположенных у контрольных пунктов въезда-выезда; стоимость при этом не должна превышать 10 тыс. грн.). Но всё равно в сводках пограничников практически каждый день – очередные сообщения о «злостных нарушителях», которые пытались провезти через КПВВ лишние кг колбасы, тюбиков с кремом или банку с кофе.

Представители ОО «Донбасс SOS» неоднократно призывали Кабмин изменить принцип составления Перечня товаров: вместо списка разрешенных к провозу прописать список запрещенных.

Есть шанс, что принятый парламентом 18 января законопроект №7163 «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях» что-то изменит к лучшему. В нем, в частности, содержится указание Кабмину утвердить своим постановлением Порядок перемещения граждан через линию разграничения. Но, во-первых, закон еще должен быть подписанным президентом. А во-вторых, многие указания, направленные на облегчения жизни украинских граждан (в том числе звучащие из Европы) в нашем правительстве, мягко говоря, игнорируют.

«Право на защиту» - о беззащитности

Сотрудники БФ «Право на защиту», которые осуществляют регулярный мониторинг процесса пересечения линии соприкосновения через действующие КПВВ, недавно акцентировали внимание на очередном наборе проблем.

«Недалеко от КПВВ «Новтороицкое», находясь на расстоянии вытянутой руки от «нулевого» украинского блокпоста, люди вынуждены ждать (иногда до часа) под открытым небом автобус либо к операционной площадке КПВВ, либо по направлению к неподконтрольной территории. За время существования «перевалочного пункта» на этом месте не появились ни лавочки для наиболее немощных, ни навесы от дождя и солнца на случай непогоды, ни защитные сооружения от ветра, - подчеркивают представители БФ. - Здесь есть только пластиковые туалеты, установленные гуманитарной организацией, чтобы люди не шли справлять нужду к заминированным участкам вдоль дороги. Также здесь нет никакой информации о том, к кому обращаться в случае критических случаев, а также, куда можно звонить, чтобы узнать, почему долго нет автобуса и когда он появится».

Пешеходные коридоры на некоторых КПВВ до сих пор представляют собой деревянные «загоны», открытые всем ветрам. Общественники призывают оснастить деревянные навесы панелями из оргстекла или хотя бы занавесками из прозрачного полиэтилена. «Такое дополнительное оформление поможет защитить людей от ветра и осадков и сделает их ожидание более комфортным», - подчеркивают в БФ «Право на защиту».

Из-за низкого качества пешеходных дорожек и плохого освещения периодически травмируются граждане. И это на 4-й год работы пунктов пропуска.

Естественно, где существуют запреты и неудобства, начинают цвести коррупционные схемы. У линии разграничения наиболее популярны: продажа места в очереди (особенно ценно, если в льготной) и прохождение проверки в «щадящем режиме».

Унижение и людей, и Украины

Периодически чиновники разного ранга совершают «дежурную поездку» на КПВВ. И обещают «всё порешать».

В сентябре прошлого года, к примеру, во время рабочей поездки в зону АТО, генпрокурор Юрий Луценко заглянул на КПВВ «Майорск». После чего разразился гневным постом в Фейсбуке: «Любите Украину!» - призывает плакат на КПП «Майорск». А вокруг - грязь, пыль, часовые очереди, сотни людей с детьми в наспех сбитом деревянно-целлофановом ангаре- накопителе, где температура под 35. Отсутствие медицины, четыре простых туалета… Это - унижение и людей, и Украины».

 

Луценко обещал «в ближайшие дни» сделать всё, чтобы «наши люди чувствовали себя уже на первых метрах свободной украинской земли - как дома».

Но «ближайшие дни» что-то никак не наступят. Как тут не вспомнить отклик общественников из «Донбасс SOS» на обещания генпрокурора: «За последний год разве что ленивый, заезжая на КПВВ Майорск с «рабочим визитом», не клялся обеспечить «покращення вже сьогодні»... Остается только рассчитывать на то, что Юрий Витальевич «мужик» и раз дал слово, то его сдержит. Надеемся, что наши рекомендации по обустройству именно привлекшего к себе грозный прокурорский взор Майорска, помогут ему в этом нелегком деле».

 

16 декабря всё тот же многострадальный КПВВ «Майорск» инспектировали губернатор Донетчины Павел Жебривский с вице-премьером, министром регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Геннадием Зубко.

По словам Жебривского, было принято решение усовершенствовать пункты пропуска.

 

Но не строить капитальные сооружения. Губернатор пояснил, что психологически это будет восприниматься как строительство границы. «Но мы должны позаботиться о людях - чтобы им было удобно проходить контроль и находиться на КПВВ. По предварительным расчетам, на оформление необходимых документов и утверждение проекта нужно месяца три, еще полгода - на его реализацию. То есть, где-то до сентября должны закрыть этот вопрос и навести порядок на всех четырех пропускных пунктах, функционирующих на территории области», - сообщил глава ОГА.

Зубко отметил, что, по предварительным расчетам, стоимость строительных конструкций для одного КПВВ на линии разграничения составляет около 4 млн грн.

 

«Также дополнительно вопросы эксплуатации – от 2,5 млн грн до 3 млн грн на один КПВВ на год, - сообщил вице-премьер. - Это в первую очередь обеспечение надлежащих условий, расходы на энергообеспечение, а также санитарные условия. Вопрос финансирования в условиях децентрализации вполне можно решить. Это средства государственного, местного бюджетов и за счет других инструментов. Так, на следующий год только из Государственного фонда регионального развития на проекты Донецкой области будет предусмотрено более 700 млн грн, также - расходы на социально-экономическое развитие региона, субвенции на инфраструктурные проекты. Украинцам, которые перемещаются с (в) ОРДЛО, мы должны создать надлежащие условия».

В январе уже этого года свой визит на КПВВ (в этот раз повезло «Гнутово») совершил глава Кабмина Владимир Гройсман. После чего заявил: «У меня есть только один вопрос - вопрос создания нормальных человеческих условий по отношению к людям, которые пересекают линию столкновения с временно оккупированными территориями… Я был на переходе «Гнутово». Элементарная вещь: подвезти людей на 500 метров ближе к КПВВ. Не могут! Поставили автобус в 500 метрах. Извините, эти женщины с сумками идут эти 500 метров и, я думаю, вспоминают всех».

По словам Гройсмана, людям нужны «такие элементарные вещи, как чистый туалет, теплое помещение, меньше идти к КПП».

И вновь прозвучал срок в 6 месяцев. Дескать, за это время власти смогут «навести порядок, создать нормальные условия для людей, чтобы люди не чувствовали какого-то дискомфорта».

И всё как бы правильно и замечательно. Если бы не одно огромное «НО». Почему это всё не делалось раньше?! И почему нельзя сделать «по-человечески» быстрее, чем за полгода?

Автор: Комментарии 

ФОТО: БФ «Право на защиту»

Информация по темам: КПВВ, условия, правительство, отношение, линия разграничения, погранслужба, Донбасс

Новости партнеров

Loading...

Новости Trembita.info

Последние новости

16:20

На Донбассе снова планируют перенести один из КПВВ

16:06

Вузы Донбасса проведут День открытых дверей для абитуриентов с оккупированных территорий

15:42

Спасатели «продлили» штормовое предупреждение для Луганщины

15:22

Что привез в Донецк и Луганск новый российский гумконвой

15:00

В Мариуполе мужчина нашел гранатомет и выстрелил, «зацепив» детскую амбулаторию

Архив

mdonbass.comments.ua

block2

mdonbass.comments.ua
Загрузка...

Партнеры портала

Price.ua - сервис сравнения цен в Украине

Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /www/_inc/_menu_middle.php on line 65

   © «Комментарии:», 2014

Система Orphus